Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Статьи психолога

Сайт психолога Переехал. Для просмотра нового перейдите по ссылке Сайт психолога Антонова Александра

Психотерапия и личностный рост. Взгляд изнутри.

Антонов А.В., Антонова Л.В.

Психотерапия и личностный рост. Взгляд изнутри.

Или в жизнь с кресла психотерапевта.

Вопрос тонкой грани личностного роста и психотерапии порой заставляет ломать копья многих теоретиков и практиков психологической и психотерапевтической работы. В этой статье автор осветит свое видение данного вопроса.

Для полноты изложения сначала разберем чем, по сути, занимается психотерапия, подходы к личностному росту и следом за этим перейдем к технологии, которая позволяет объединить эти направления.

В одной из статей посвященных психотерапии представлен результат сравнения подходов западных концепций и восточной философии. В данном исследовании приведены емкие метафоры, которые отражают всю суть этой разницы. Если человека, обратившегося за помощью, представить в виде здания построенного из кирпича, отражающего все своеобразие его личности, тогда задачей терапевта, опирающегося на западные тенденции, становится разбор этого здания на кирпичики. Затем следует сборка в более адаптивные формы. Для примера, рассмотрим такую ситуацию, человек боится собак. Наиболее часто с таким клиентом проводят техники десенсибилизации, то есть понижают эмоциональную реакцию на данный объект - собаку. В некоторых случаях это прекрасно помогает, в тех, когда этот страх был ранее вызван именно собакой. Но человек существо более сложное и эта реакция на собак может быть опосредованной. В одном из случаев из моей практики, клиентка избавилась от этого страха лишь вспомнив, сложную ситуацию, ссору с родителями, при этом присутствовала их собака. Она чувствовала вину за сложившуюся ситуацию и вскоре после этого стала бояться собак. По началу, той же породы, что и ее собака, а затем и других.

В данном случае собака стала лишь символом той ситуации. Если здесь избавить эту женщину от страха, то через некоторое время он либо вернется, либо сменится другим. Причина проста, ситуация или основной внутренний конфликт ей вызванный останется за гранью работы терапевта. Данный пример иллюстрирует лишь случаи, когда связь практически прозрачна, но иногда этот конфликт приобретает форму абсолютно не относящуюся к ситуации, а лишь ассоциативно приводящий к ней.

Что же предлагает восточная философия, применительно к психотерапии? Личность, представленная в виде кирпичного здания, не разбирается, а лишь достраивается, для большей устойчивости. Причем на этом процесс не заканчивается. Следующей задачей становится качественное преобразование здания из кирпичного в монолитное. Другими словами, из личности, разделенной на множество частей, появляется целостная личность. В этом фундаментальное отличие западных подходов и тех направлений, которые основаны на восточных философских традициях.

Далее перейдем непосредственно к развитию личности. Сейчас существует множество тренингов личностного роста, опирающихся на различные концептуальные основы, порой даже сомнительные, такие как саентологи например. Но многие из них в своей базовой идее содержат мысль о свободе выбора, рассматривая ее с той или иной стороны. Причем логично предположить, что этот процесс может быть развернут через осознание. В последнее время многие обращаются к термину осознание. Но, к сожалению, оно отличается однобоковостью, в отличие от понимания в различных духовных школах. Сейчас под осознанием имеют в виду умозрительное понимание, иногда к этому добавляют эмоциональное наполнение и на этом все заканчивается. Но в более емком понимании осознание представляется захватывающим всего человека, в добавок к вышеперечисленному появляется телесное переживание, сосредоточение внимание на объекте осознания, сколь угодно долгое время и без дискомфорта, плюс к этому возможность управления объектом. Таким образом, процесс осознания становится более сложным, но при этом развивающим личность до тех пределов, о которых человек даже и не думал, не говоря уже о терапевтическом эффекте.

Приведенные выше теоретические построения могут быть интересны и наводить на размышления о том, как это сделать. Поскольку все хорошо в теории, что можно применить в реальной жизни. Поэтому разберем практические аспекты приведенного подхода. В данном изложении я не буду предлагать конкретные методики, так как по этому поводу можно писать целую книгу и эта информация не отвечает цели написания. Здесь будут рассмотрены технология этого процесса и некоторые из граней применения.

Итак, получив представление об осознании и решив встать на путь личностного роста (психотерапии), перед каждым человеком встает два вопроса. Первый - что осознавать, что выбрать как объект осознания? Второй - каков будет этот путь? На второй вопрос ответ заключается в выборе концепции. Все психотехники данного направления делятся на те, которые в конечном итоге ведут к отказу от собственной личности, как создающей ограничение нашей сущности, и те, которые предлагают  максимально возможное расширение личностных границ и сведение частей личности в единое целое. На мой взгляд, второй вариант более приемлем, так как человек не способен отказаться от карты мира или другими словами от мировоззрения, потому что это приведет его к дезадаптации, в то же время расширение границ мировоззрения обуславливает разноплановость восприятия, что приводит к расширению возможностей выбора и приближает к реальности, но все же не является ею. Последнее легко понять лишь обратив внимание на то, что восприятие мира человеком имеет ограниченность, как минимум физиологическую. У каждого органа чувств имеются свои ограничения, например, мы не можем видеть инфракрасное излучение и тому подобное. Существуют и психологические, и социальные барьеры, которые накладывают отпечаток на восприятие. Каждый вероятно знает тех людей, которые употребляют матерные слова и не чувствуют при этом дискомфорта. Но есть и те, кто раньше перевернут землю и поставят на кон многое, но не позволят себе этого. Так работают социальный и психологический барьеры. Так вот расширение этих границ (физических, психологических и социальных) лежит в основе развития личности.

Теперь в двух словах о той модели, базовой стратегии, которая позволяет это сделать. Данный пример иллюстрирует грубую модель, которая будет уточнена ниже.

Родившись, человек становится индивидом, который живет принципами приятно - не приятно. Это зависит от удовлетворения его потребностей. Эта детская часть по мере роста человека остается как определенное первичное отношение к реальности, эта детская часть наполняет нашу жизнь желаниями и является источником наших потребностей. Здесь человек является потребителем, причем капризы, которого удовлетворяет среда (внешняя реальность), потому как ребенок по началу не знает, что этим занята его мама. Современное общество и культура, пришедшие с запада, к сожалению, культивируют потребительскую позицию, ограничивая рост человека в духовном плане. Повсеместная пропаганда обладания оставляет человека ребенком и не позволяет жить с созерцанием объекта, вместо этого она предлагает его приобрести, как будто он станет от этого ценнее. Порой люди даже не задумываются о том, зачем они стремятся получить то или иное благо (предмет, товар, услуга и тому подобное). По своей сути эта часть личности каждого человека аморальна и антисоциальна, потому что ребенка не заботит общество, он знает лишь одно слово хочу.

Затем по мере роста  ребенка его начинают учить правилам общества, в котором он живет. Причем не самим по себе объективным особенностям культуры, а через призму восприятия родителей. То есть родители, узнав эти правила, как-то их переосмысливают и свои выводы несут в свою жизнь, и передают своим детям. Напоминает игру в испорченный телефон. Таким образом, ребенок превращается в социального индивида. Первоначально эти все правила и нормы воспринимаются как внешние, но в один прекрасный момент он начинает воспринимать их как внутренние, то есть свои собственные. Причем здесь приходится столкнуться с тем, что они принимаются и становятся нормой неосознанно. В это время развивается следующая часть личности – родитель.  Это та самая инстанция, которая говорит надо, нельзя или иные фразы отражающие социальные запреты. И внутренний ребенок сталкивается с родителем в противостоянии. И в этот момент на арене появляется часть личности называемая взрослый, которая находит компромисс между противостоящими, находя возможность реализации потребности с учетом социальных норм.

В различных направлениях психологии развитие взрослого, а соответственно повышение адаптации человека к условиям жизни, является наиважнейшей задачей. При этом социальный индивид находит все больше методов удовлетворения потребностей, с учетом требований социума, что приводит к социальной адаптации и мобильности. Но на этом обычно делается остановка. Да это прекрасный результат и в то же время, как писал Роберто Ассаджиоли, помимо разрешения конфликта внутри личности можно на этой базе помочь человеку развиваться дальше.

А куда дальше? Ответ на этот вопрос прост и доступен к субъекту культуры, или Личности с большой буквы. Это значит, что все социальные нормы и правила, уже усвоенные ранее пересматриваются через призму соотнесения их с культурными нормами. То есть, во-первых, эти культурные нормы более глобальны и могут позволить выбирать социальные, в той или иной ситуации, во-вторых, их гораздо меньше, что снова расширяет свободу выбора. Для большей наглядности рассмотрим пример. Часто встречается в семейных правилах такое, что один из родителей в ущерб своему здоровью и благополучию заботится о ребенке (все лучшее детям). Это действительно хорошо, но с другой стороны, если один из родителей умрет раньше на несколько лет, потому что не смог выдержать такого напряжения, это принесет мало радости. И что еще страшнее ребенок усваивает этот механизм и начинает делать либо так же, либо ровно обратное. А если взглянуть на это правило с христианской точки зрения. Оно окажется не совсем верным, поскольку в этой культурной модели важнейший постулат – возлюби ближнего своего, как самого себя. И тогда получается, что не следует проявлять такую гиперопеку. У этого постулата есть и следствие, ведь крот не может обучить орла, не умеющий читать не научит грамоте, чему может научить вечно страдающий родитель…

Таким образом, выглядит путь, по которому может пройти каждый, кто пожелает и психолог или психотерапевт может провести по нему, дав в руки все необходимое, а так же ускорив этот процесс с помощью определенных техник, доступных ему (психоаналитические техники, медитативные настрои, дыхательные техники, такие как ребефинг или холотропное дыхание и многие другие).

Далее остался ответ на вопрос что осознавать и каким образом двигаться вверх в своем развитии.

Для обозначения тех сфер, которые, с осознанием, приводят к более высокому уровню организации бытия, жизни другими словами, сначала найдем их краткое описание, а затем степени осознанности каждой из них (их описал В. Лебедько, в данном случае они преподнесены автором с некоторыми изменениями). Важно понимать, что каждый из них является лишь определенной концепцией, которую удобно использовать на практике, а не исчерпывающим описанием реальности как таковой.

Первый из уровней – физический. Этот уровень включает в себя телесное присутствие в объектах окружающего мира, трехмерное пространство нашей жизни.

Следующий – уровень ощущений. Здесь помимо имеется ввиду ощущения физические, такие как температура, давление, гравитационная чувствительность и т.д.

Предыдущие уровни относятся больше к телесному компоненту, они несомненно влияют на психическое состояние, но напрямую к ним не относятся. Далее рассмотрим психологические уровни.

Уровень эмоций. Сюда относятся все эмоциональные реакции, возникающие как ответ на внешние стимулы, то есть определенные жизненные обстоятельства и ситуации.

Уровень мыслей. Здесь имеются ввиду определенная выстроенная картина мира, которая складывается из различного рода убеждений.

Уровень событий. К этому уровню относятся все жизненные события, в виде их непрерывной последовательности. Они могут быть различной величины, от глобальных для личности до самых минимальных. Причем эти события несут с собой изменения отражающиеся на множестве людей, через нелинейную последовательность, которую преподносит теория хаоса.

И крайний уровень – уровень идеалов и смыслов. Смыслы и идеалы не с точки зрения умозрительного понимания, а с точки зрения реализации своего глубинного предназначения. Это понятие сходно с понятием буддизма о будде – результата. Под ним как раз понимается принятие и реализация своей сущности, которая создает счастье человека и является основой для счастья других людей.

Осознание на каждом из уровней осуществляется через укрупнение, расширение количественного и качественного компонентов, иными словами. Затем для осуществления перехода выше, на более высокие уровни развития, необходимо осуществить максимально возможное приближение к пределу уровня предыдущего, что обуславливает в последующем выход за его грани и ведет к контролю над ним, то есть приводит к осознанному выбору применения или отказа от него.

Для большей информативности и понятности рассмотрим это на конкретных примерах. Для начала все вышеперечисленные уровни, а затем то как они соотносятся с классическими понятиями психологии развития.

Осознание на физическом уровне начинается с возможности выделить вниманием отдельные части тела (мышцы, например) или какие-либо функции, такие как дыхание и возможность ими управлять: расслаблять и напрягать мышцы, регулировать дыхание. Далее следует укрупнение объектов осознания до нескольких единовременно. Например, человек осознающий свой позвоночник, может зафиксировать на нем внимание и совершать им движения в различных плоскостях, как всем, так и отдельными его сегментами. Здесь же возможно управление различными функциями организма, сердцебиение, потоотделение и т.д. Следующий этап включает в себя целые системы организма, такие как кровеносная, костная, здесь же кожа (вся поверхность) и т.д. Такой высоты осознанностью тела могут похвастаться, например, некоторые йоги и буддистские монахи. И верхом совершенства осознания своего тела выступает осознание всего тела, что включает и возможность управления всеми его функциями.

На уровне ощущений осознание уже не привязано к конкретной локализации в теле. То есть осознав температуру как один из первых шагов, возможно ею управлять, как во всем теле так и одном каком-то его участке. Таким образом, происходит выход за пределы физического уровня, то есть он словно включен в следующий. Осознание происходит поначалу в грубых единицах (крайности и середина), а затем становятся все тоньше, словно уменьшается цена деления на оси координат и в итоге можно осознавать даже мельчайшие изменения.

Следующий уровень – эмоций у истоков осознания которого лежит одна отдельно взятая эмоция. Причем ее осознание включает в себя возможность вызывать ее, переживать и трансформировать. Причем переживание может быть тем полнее, чем сильнее развиты предыдущие уровни, на которых это можно ощутить. Затем следует осознание полярных эмоций, расширение их спектра и в конечном итоге приводит к осознанию огромного разноцветия эмоций с учетом возможности контроля интенсивности каждой.

На уровне мыслей осознание начинается с одной мысли или образа, что означает не его наблюдение а способность отождествления и разотождествления с этой мыслью или образом. То есть например возможность быть этим образом. Здесь имеет место осознание различного рода убеждений. Затем следует направление мыслей в поток, здесь имеет место точная логика аргументов и обоснований. Затем укрупняя убеждения в системы, они приводят к осознанию картины мира. И крайняя степень глубины осознания данного уровня – это осознание множества картин мира, принятие их реальности и возможность переживать каждую из них или несколько одновременно.

Уровень событий в процессе осознания раскрывается как причинный, поскольку для человека событием может являться лишь тот набор стимулов внешней среды, который важен лично для него. Соединив, например, две мелодии грустную и веселую, каждый слушатель выделит из нее те моменты, которые важны для него лично. Осознание на этом уровне включает в себя управление тем или иным событием (его свершение или отстранение). Далее устанавливается взаимосвязь нескольких из всех событий. По сути здесь имеется в виду возможность соизмерять причинность своих действий и мыслей с событиями, которые они вызывают. В конечном счете человек приходит к тому, что его жизнь становится одним непрерывным событием, словно человек – становится этим моментом, а этот момент становится им (из книги мирный воин).

Уровень ценностей начинается с постижения какой-либо одной из ценностей, которые можно выявить посредством аксеологического анализа, через укрупнение уровня мыслей и событий в предел. Это похоже на индуктивное поднятие выше и выше. По сути ценности это приоритеты, которые определяют облечение тех или иных наборов эмоций, мыслей в события, это своего рода предпочтения одного объекта перед другим (подробнее см. предыдущую статью). Осознание разного рода ценностей низшего порядка и является началом пути. То есть тех, которые имеют для человека меньшую значимость, от которых ему легко отказаться. После чего снова укрупняя эти единицы, словно поднимаясь вверх по лестнице, приходят ко все более и более важным ценностям. В конечном итоге приобретая способность к контролю событийного ряда через их преобразование. «Ты тренируешься в гимнастике, я тренируюсь во всем» (цитата из кинофильма «Мирный воин»).

Уровень смыслов сложно описать словесными категориями, так как это огромный спектр переживаний. Но суть в нем такова, что человек соизмеряет свою жизнь с ее смыслом и предназначением. Причем постоянно ощущая счастье, словно познав одну из последних истин просветленного: «Мое благостное мышление и благая карма – это единственная причина моего счастья и условие счастья других существ…». Буддисты под этим подразумевают полное осознание в себе Будды, то есть полного счастья и благости, что выражается в реализации своего смысла в каждом поступке. Это подтверждают слова Ганди: «Все что бы ты не сделал будет незначительно. Но важно чтобы ты это сделал, потому что если этого не сделаешь ты, этого не сделает никто».

Такая примерная схема или карта осознания дает понимание того, что, разобрав и расширив один из уровней, существует возможность перехода на другой. Причем развитие физической и психологической компонент могут идти разными темпами или даже не соизмеряться. Это понимание может расширять возможности тех, кто работает в психологических и психотерапевтических направлениях, а так же стремящихся к разрешению внутренних конфликтов и личностному росту.

Данная концепция соотносится с последними исследованиями в области психологии развития. Если обобщить некоторые из этапов развития человека, становится заметно как происходит качественный переход через укрупнение. Этот процесс можно описать в виде метафоры, представив, будто вы смотрите на песчинку в микроскоп. В него можно разглядеть лишь некоторые оттенки цвета не более. Но если постепенно уменьшать степень увеличения из различного рода волнистых поверхностей появляется эта песчинка. Взглянув на нее с высоты человеческого роста, вы можете ее не разглядеть, но обнаружить, что вы стоите на песке. Подняв голову можно понять, что находишься в пустыне, а взлетев на высоту птичьего полета, что это часть местности – …континента… - …планеты… и так далее.

Таким образом, вспомнив стадии развития их довольно легко соотнести с различными уровнями осознания, а соответственно через расширение осознания на различных уровнях возможно переходить на новые стадии развития.

В классической упрощенной модели, упомянутой К. Уилбером, выделяют следующие стадии развития: неосознаваемую (то есть инстинктивное существование – первый год жизни), ранняя стадия формирования эго, поздняя стадия формирования эго, зрелое эго и стадия экзистенции. На первой стадии одной из первичных задач стоит осознание физических уровней,  их дифференциация от внешней среды. На ранней стадии формирования эго (и супер-эго) происходит процесс приобретения и принятия от ближайшего окружения моделей поведения и норм общества. Поздняя стадия формирования эго рассматривается как расширение возможного спектра концепций и эмоциональных реакций на различные стимулы. Зрелое эго характеризуется относительно устойчивой картиной мира, то есть той, в которой нет явно выраженных разночтений (в том числе неосознаваемых) в концептуальных убеждениях и ценностях. На стадии зрелого эго можно в некоторой степени осознавать и уровень событий и ценностей низкого и иногда среднего порядков. Последующее осознание событий изменяет качественно глубину зрелости эго. И когда оно достигает ценностей высшего порядка происходит качественный переход в стадию экзистенции. Развитие в которой до предела (на данный момент известного или умозрительно предполагаемого) приводит к осознанию смыслов.

Таким образом выглядит процесс развития в различных концепциях психологической науки и психотерапевтической практике. Позволяя себе принимать данные концептуальные построения, можно понять, что в данном случае во-первых, расширяется спектр используемых методов для достижения эффекта, во-вторых, акцент смещается на воздействие на причины болезни, а не симптомы, в-третьих, в любой работе (с собой или клиентом) появляется возможность роста, помимо разрешения конфликтов одного из уровней, в-четвертых, новые и новые осознания с каждым разом увеличивают свободу выбора.

Данные выводы становятся полезными в практическом применении и их сфера приложения довольно широка. Используя это концептуальное образование его можно приложить к сфере психотерапевтической работы, психологическому консультированию, педагогической деятельности, тренинговых групп и так далее. При этом расширяются грани работы самого психотерапевта или психолога, так как совершенно осознанно он может подобрать различные техники, не привязанные к одному отдельному подходу (своего рода эклектика) и достигать больших результатов.

Список используемой литературы:

1. Агеев В., Лебедько В. Осознание. Мастерство. Психотерапия? – Электронная библиотека www.koob.ru

2. Зейг Дж.К., Мьюниона В.М. Психотерапия - что это? / Пер. с англ. Каганова. Л.С.- М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 432 с.

3. Лосев А.Ф. Диалектика мифа – М., «Академический проект», 2008. – 303 с.

4. Уилбер К. Проект Атман – М. «Аст», 2004, - 314с.

5. Фицджеральд Р. Эклектическая психотерапия - С-Пб, «Питер», 2001. - 320 с.

6. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. – Харьков, «Фолио», 2003. – 503 с.

7. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. / перевод Погоняйло А.Г. и Резник В.Г. / ТООТК «Петрополис», 1998. – 432 с.


Если вам понравился материал расскажите о нем друзьям

Поделиться Вконтакте Поделиться в Яндексе Поделиться в Facebook Поделиться в LiveJournal Поделиться в Одноклассниках Поделиться в Twitter
Категория: Статьи психолога | Добавил: Alexander (23.12.2011) | Автор: Александр Антонов W
Просмотров: 1918

Сайт психолога Переехал. Для просмотра нового перейдите по ссылке Сайт психолога Антонова Александра

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]